История, к сожалению, ничему не учит

Автор: uson-kasybekov, September 11, 2012

В процессе формирования нового парламентского большинства неожиданно покинули лагерь оппозиционной фракции «Ата-Журт» депутаты Роман Шин, Нарынбек Молдобаев и Хаджимурат Коркмазов. Ничего удивительного, такое случалось с другими фракциями и ранее. Как известно, примерно год назад вышли из «Ата-Мекена», точнее были исключены Ө.Абдрахманов и Р.Жээнбеков. Их вывели (вернее, выгнали) из фракции, а затем и из самой партии за выступления против программной установки «Ата-Мекена», за ложные обвинения в отсутствии внутрипартийной демократии и единоличной диктатуры лидера Ө.Текебаева. После таких катаклизмов ожидалось, что они сдадут свои депутатские полномочия и покинут здание парламента. Ничуть этого не бывало. Они даже не думали отказаться от своих мандатов. Неоднократные призывы бывших коллег по партии сдать мандаты вместе с партбилетами не оказало на них никакого эффекта. Думается, не собираются слагать депутатские полномочия и новые «перебежчики», несмотря на мощное морально-силовое давление на них через митинги, организованные ташиевцами, ибо, уже ясно, лишиться мандата, следовательно, иммунитета нынешним бизнес-депутатам смерти подобно. Заставить их отказаться от депутатских полномочий в рамках закона никому не по силам.
Как только стало известно, что депутаты Х. Коркмазов, Р. Шин и Н. Молдобаев откололись от фракции, лидер «Ата-Журта» К.Ташиев заявил: «Мы их сами исключили. Никакого заявления о добровольном выходе из членства партии они никуда не подавали. Сейчас они ведут переговоры с другими силами, но они и их «кинут», – отметил он. Таким образом, история повторятся. Лишь с той разницей, что «трио», как утверждает они сами, добровольно покинуло фракцию «Ата-Журта» согласно подданному ими заявлению, тогда как Ө.Абдрахманов и Р. Жээнбеков «ушли» вынужденно, если позволительно сказать, их банально выгнали.
Утешением для экс-атажуртовцев может послужить то, что они примкнули к фракциям СДПК, «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» в качестве стратегических партнеров, т.е. приобрели «крышу» в лице новосозданной коалиции, тогда, как экс-атамекеновцы остались без «высокой защиты» и вынуждены действовать в одиночестве. (Вероятно, Ө.Текебаев настоял на том, что при формировании нового образования с Р.Жээнбековым, особенно Ө.Абдрахмановым, не заключали никакого союза, т.е. они не имели право претендовать на участие в коалиционном большинстве).
Лидеры новой коалиции Ч.Турсунбеков и Ө.Текебаев, примкнувшим троим «экс-атажуртовцам» дали ясно понять, что они не будут иметь мандат, каким обладают 67 депутатов вновь созданного парламентского большинства. Лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков 3 сентября перед журналистам заявил, что согласно Конституции, в коалицию большинства могут входить только фракции. Подобная же мысль о том, что по закону депутаты обязаны быть в составе фракций, поскольку коалиция создается именно фракциями, были высказаны Ө. Текебаевым прежде.
Многие депутаты, похоже, не отдают перед собой ясного отчета, что по Конституции в стране установлена парламентская система правления. Особенность парламентской формы, как известно, состоит в том, что деятельность народных представителей строится на основе взаимодействия фракций. Например, исполнительная власть создается теми фракциями, которые получили на выборах более 50% голосов. Или же, как случилось у нас, правительство формируется на договорной основе коалиций из нескольких фракций.
Стало быть, выход из фракции–добровольно или вынужденно ли–означает обречь себя на жалкое существовании в будущем. Исключенные из партии и фракции, Ө.Абдрахманов и Р.Жээнбеков испытали всю прелесть «свободного депутата». Сохранив свои депутатство, согласно закрепленной в 73-й статье Конституции Кыргызской Республики императивному мандату (как известно, выборы в парламент проводились по партийным принципам, т.е. депутаты избирались по партийным спискам, что означает мандат был дарован им партией «Ата-Мекен») они лишились главного. А именно выступать и отдавать свои голоса от имени фракции, которые составляют основу парламентской формы правления в решении ключевых вопросов страны, будь то контроль над правительством, участие в разработке бюджета страны, определение пути социально-экономического развития, курса внутренней и внешней политики. Одним словом после ухода из фракции они по существу превратились в политических маргиналов.
Неожиданно обрушившиеся на голову испытания первым не выдержал «свободный депутат» Ө.Абдрахманов. Беспардонно стал «сливать» родную партию «Ата-Мекен». Смехотворная версия о причинах инициативы Ө.Текебаева оказать вотум недоверия правительства Ө.Бабанова связаны с его просьбой поставить во главе «Кыргызнефти» К.Масирова, отвергнутое премьер-министром было, выдвинуто именно Ө.Абдрахмановым.
Ө.Абдрахманов через приближенные СМИ в качестве доказательства опубликовал копию письма-просьбы вице-спикера от «Ата-Мекена» А.Сасыкбаевой. Что не выдерживает никакой критики, ибо налицо подмена понятий, точнее персоналий. Обвинения, связанные с К. Масировым, были опровергнуты Ө.Текебаевым сразу же.
Война компроматов между Ө.Текебаевым и экс-премьером Ө. Бабановым, длившаяся около полумесяца, привела к тому, что последний вынужден, был подать в отставку. Уход Ө.Бабанова и без того закомплексованного «свободного депутата» Ө.Абдрахманова разозлил еще больше. От накопившихся обид и факт потерпевшего фиаско Ө.Бабанова вынудило его идти на крайние, не совсем цивилизованные меры – спровоцировал потасовку с «врагом №1» прямо в зале заседаний парламента. Дело дошло до смешного случая – Ө.Абдрахманов потребовал обратно отдать какой-то «полосатый костюм», некогда подаренный Ө.Текебаеву.
Отколовшимся от фракции «Ата-Журт» и примкнувшие к парламентскому большинству – Р. Шину, Н. Молдобаеву и Х. Коркмазову, похоже, не послужила уроком незавидная судьба «свободного депутата» Ө. Абдрахманова, который постепенно превратился в злостного, рефлектирующего маленького человека с банальным инстинктом.
Үсөн Касыбеков

Оставить комментарий

Обязательное поле.

Обязательное поле. Не публикуется.

Если есть.