День выборов приближается, как может

Автор: uson-kasybekov, February 4, 2014

В 2013 году Кыргызстан все время штормило. Уличные митинги и частые попытки блокирования дорог задавали тон в противостоянии политических сил. Одним из главных способов политической борьбы стало требование оппозиции – в формате уличной митинговщины, с помощью которой пытались искусственно разжечь политические страсти. Поэтому ряд аналитиков причислили Кыргызскую Республику в категорию митинговых стран с низким уровнем управляемости.
Тренд нынешнего 2014 года по прогнозу политических экспертов, в частности, руководителя аналитического консорциума «Перспектива» Валентина Богатырева будут создавать два основных фактора: предстоящие парламентские выборы и действия оппозиции в будущем. После проигрыша в стратегически важном в городе Ош на мэрских выборах лидер оппозиционной партии «Улуттар биримдиги» М. Мырзакматов отложил уличные акции на весну, посчитав, что сезон для них создаст более благоприятные условия. Тем самим дал знать власти, наступивший в республике политический штиль, явление временное.
Радикальная часть оппозиции, в том числе мырзакматовская партия «Улуттар биримдиги», попытаются повторить «успехи» украинского евромайдана. Но вряд ли из их методов борьбы: захвата власти по-ташиевски, выйдет определенный толк. После двух «цветных революций» народ пришел к выводу, что смена режима посредством уличных волнений, уличных насилий кроме экономического отставания ничего хорошего не приносит. Люди осознали – очередная «революция»- это очередной удар по экономике, это – бедность, безработица, в конечном счете, каждая «революция» отбрасывает республику в социально-экономическом плане на несколько лет назад, о чем красноречиво убедили события 2005 и 2010 годов. К тому же применение силового давления в формате «цветных революций» чревато расколом страны по политическому разлому север-юг. Люди, в конце концов поймут, что оппозиция ставку делает на искусственности: искусственное обострение ситуации, искусственная интрига, искусственные митинги, искусственные протесты…
Парламентские выборы только набирают обороты. Многие политики стоят в нерешительном раздумье – в списки, какой партии войти (записаться), чтобы наверняка попасть в следующий парламент шестого созыва, получить заветную депутатскую корочку.
Становится ясным, не все пять партий, которые входят в состав нынешнего парламента, могут попасть в новый созыв ЖК. Многие из них во время парламентской деятельности, сопровождаемой частыми мордобоями, демагогией и беспринципностью депутатов, растеряли свой и без того шаткую электоральную базу, нежели приобрели новых сторонников. Против ряда депутатов возбуждены уголовные дела за коррупционные преступления в прошлом, когда они занимали высокие государственные должности. Репутации многих депутатов нанесен непоправимый урон за лоббирование личностных корыстных интересов во время парламентской деятельности. Многие не оправдали надежд избирателей, за которых они проголосовали на прошлых выборах. Таким образом, стартовые политические ресурсы парламентских партий к предстоящим выборам весьма скудны и оставляют желать лучшего.
Трудно сказать, что парламентские выборы 2010 года были удачными. Как известно, избиратели на выборах 2010 года голосовали ногами. На парламентских выборах 2010 года за действующий парламент проголосовало только 37% избирателей. Согласно данным, представленным в информации к законопроекту конституционного закона «О выборах в Кыргызской Республике» на выборах депутатов Жогорку Кенеша в 2010 году число избирателей, внесенных в список, составило 3 036 203 человека, а проголосовало 1 679 710 избирателей, не приняли участие 1 356 493 человека, что рельефно показывает уровень доверия населения к избирательному процессу.
На парламентских выборах в 2010 года, хотя считается, что голосование проводилось по-новой пропорциональной избирательной системе, т.е. избиратели отдавали свои голоса за список той или иной партии, тем не менее, нельзя утверждать, что выборы проходили в режиме гласности. Списки партий для избирателей оставались не совсем прозрачными, во многом тайной за семью печатями, что дало возможность лидерам партий манипулировать составом будущих депутатских фракций в парламенте. Непрозрачность, поспешно-формальная регистрация списка партий в ЦИКе и отсутствие широкого публичного обсуждения состава списков партий, которые шли на выборы, позволяло партийному лидеру включить в перечень послушных людей или вносивших весомый денежный вклад в избирательный фонд партии. Проще говоря, место в списках, будущие депутатские мандаты продавались и покупались. ( К примеру, избранный по списку партии «Ата-Мекен» О. Абдрахманов открыто заявлял, что купил свой депутатский мандат за определенную сумму). В результате «непрозрачного списка» партий и появления в них случайных людей отрицательно сказалось на будущей парламентской деятельности фракций, партийной дисциплине, как известно, кроме СДПК, от фракций «Ата-Журт», «Республика», «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» откололись несколько мелких групп, что сказалось на их дееспособности. Некоторые из действующих фракций, например «Республика», окончательно потеряла изначальное ядро, и назвать ее в данный момент отдельной самостоятельной фракцией в парламентской форме правления можно с большой натяжкой.
Обнаружилось, что парламентские партии не занимались или точнее, мало занимались подбором и подготовкой собственных кадровых резервов. Кадры парламентского большинства, по квоте назначенные на министерские посты в правительстве, трудно назвать профессионалами за исключением некоторых. Пришлось ключевые посты в правительстве отдавать не членам партий, входящих в парламентское большинство “Ырыс алды – ынтымак” (СДПК, “Ар-Намыс”, “Ата Мекен”), начиная с главы кабинета министров Ж.Сатыбалдиева, вице-премьера Т. Сарпашева, министра экономики Т.Сариева, министра финансов О.В.Лавровой, министра культуры С.Раева и др.
От того, будут ли учтены допущенные ошибки на парламентских выборах 2010 года, зависит каким будет будущий парламент – придут ли в новый ЖК «адекватные» (А.Атамбаев) люди, будут ли избраны наиболее достойные кандидаты партий в новый состав высшего законодательного органа республики? «Вопрос стоит жестко – какая из партий сможет пройти в парламент. Назрела острая необходимость смены политических элит. Партиям не из кого подбирать свою кадровую скамейку. Кризис можно разрешить за счет появления нового типа партий», – считает аналитик В. Богатырев.
Усен Касыбеков

Оставить комментарий

Обязательное поле.

Обязательное поле. Не публикуется.

Если есть.